Научная статья на тему 'Модернизация учебно-тренировочного планирования по шахматам для учащихся общеобразовательных школ, ДЮСШ и профессионального дополнительного образования детей'

Модернизация учебно-тренировочного планирования по шахматам для учащихся общеобразовательных школ, ДЮСШ и профессионального дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУЧИТЬ ИСТОРИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИГРЫ В ШАХМАТЫ ШАШКИ МИРОВОГО МАСШТАБА / ОПЫТ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ ИГР В ШАХМАТЫ-ШАШКИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ И В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупов И. Ю.

В настоящее время во всех школах и классах установлены уроки физической культуры по 3 часа в неделю, и внеклассным часам по видам спорта. Исходя из этого, целесообразно реализовать в системе обучения шахматам шашкам по классам, выделяя 1 час из учебного плана обязательных уроков и из внеклассной работы 2 часа еженедельно. Таким образом, учебная нагрузка по шахматам шашкам возрастет на весь учебный год и будет составлять 34 недели прохождения процесса обучения и совершенствования. В связи c этим необходима специальная обоснованная программа по шахматам шашкам, дающая положительные результаты по интересам, массовости, развитию знаний, навыков и умений в дебютах и техниках игры в возрастном плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация учебно-тренировочного планирования по шахматам для учащихся общеобразовательных школ, ДЮСШ и профессионального дополнительного образования детей»

МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ШАХМАТАМ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, ДЮСШ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

© Юсупов И.Ю.*

Детско-юношеская спортивная школа, г. Новый Уренгой

В настоящее время во всех школах и классах установлены уроки физической культуры по 3 часа в неделю, и внеклассным часам по видам спорта. Исходя из этого, целесообразно реализовать в системе обучения шахматам - шашкам по классам, выделяя 1 час - из учебного плана обязательных уроков и из внеклассной работы - 2 часа еженедельно. Таким образом, учебная нагрузка по шахматам - шашкам возрастет на весь учебный год и будет составлять 34 недели прохождения процесса обучения и совершенствования. В связи с этим необходима специальная обоснованная программа по шахматам - шашкам, дающая положительные результаты по интересам, массовости, развитию знаний, навыков и умений в дебютах и техниках игры в возрастном плане.

Ключевые слова изучить историю возникновения игры в шахматы -шашки мирового масштаба, опыт и методики проведения специалистами игр в шахматы-шашки прошлых лет и в настоящее время, разработать оптимальные варианты и методы обучения шахматы-шашеч-ным играм для начинающих игроков по годам и в возрастном плане.

Введение

На современном этапе развития в России образования, Правительство Российской Федерации, Минобразования и науки многократно опубликовывали постановления, концепции, рекомендации о национальной доктрине «об образовании « и утверждения о том, что повышение качества, структуры, системы, методики и модернизации образования стране с 1 по 11 (12) классах в связи с переходом к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, что необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций [1, 3, 4, 5, 6, 7, 11, 13]. Неоднократно в этих документах указывалось, что необходимо больше уделять внимания также на развитие физической культуры и спорта в общеобразовательных учреждениях и дополнительного образования с целью большого привлечения подрастающего поколения, укрепления его состояния здоровья, отстранения от неблаговидных поступков, так как подрастающее поколение - это важнейший фактор формирования нового человека для укрепления нашего общества и развития экономики страны.

* Тренер, кандидат педагогических наук, доцент.

Установлено, что в общеобразовательных учреждениях обучение учащихся по физической культуре является одним из важных звеньев в системе образования, которое обусловлено воспитательным, образовательным и оздоровительным процессами [2, 8, 12]. Также в качестве одного из главных принципов является непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп учащейся молодежи на всех ступенях образования, c совокупностью преемственных примерных учебных программ различных уровней образования по физической культуре. Важнейшим компонентом методической системы подготовки программного материала для дополнительного образования детей являются цели, задачи, формы, методы, средства и содержание обучения. Данный подход, на наш взгляд, должен быть положен в основу разработки специальной программы по шахматам для учащихся общеобразовательной школы и ДЮШС, а также организацией отделения шахмат профессионального дополнительного образования детей. И, следовательно, с систематическим использованием средств физической культуры в режиме учебного и внеучебного времени. У большинства начинающих игроков (в шахматы) часто проявляется активное мышление, что всегда ведет к разрешению проблемы. Эмоции влияют на процессы, протекающие в коре головного мозга, и связаны с мыслью «сделать», «выполнить», «показать высокий результат и т.д.». Все это связано с затратой больших сил и нахождением в постоянном напряжении и эмоциональном истощении, что не позволят показывать высокий результат.

С целью избежания этих негативных явлений с самого начала необходимо хорошо усвоить и осуществлять планирование средств и методов тренировки и постепенно повышать формирование логического мышления у детей дошкольного и школьного возраста к играм в шахматы.

Повышение квалификации игры у детей осуществляется путем асинхронного модуля обучения, базирующегося на трех параметрах: во-первых, разница во времени приступления к обучению с учетом возрастных особенностей детей; во-вторых, определить окружающую среду, коллектив, и место расположения обучения с материально-технической базой обеспеченности объекта обучения (электронное табло, часы и высококвалифицированный преподавательско-тренерский состав); в-третьих, использование инновационных технологий разработке содержания программного материала и объем педагогической нагрузки на каждую возрастную категорию по годам обучения. Наши наблюдения показали, что содержание материала по средствам и методам тренировки в теоретическом и практическом направлении оптимальны для каждой возрастной группы, что приводит к росту навыков, умений и знаний у детей в более ускоренном темпе с высоким результатам. Поэтому планирование и его выполнение, связанные с учетом укомплектованности группы по годам обучения, установленному учебной нагрузкой (часы в неделю, месяце и в году), играет большое значение. Естественно,

увеличение количества занятий и, соответственно, учебных нагрузок до 8 часов в неделю в группе, позволяет расширить объем двигательной деятельности детей младшего школьного возраста (1-4 классах). Кроме того, установленные учебные нагрузки от 4:30 до 6 часов в неделю и 3-х разовые занятия приводят к решению проблемы массового привлечения детей к регулярным занятиям и повышению мастерства по физическим упражнениям и играм в шахматы. При обучении игре в шахматы большое значение имеют методическая часть занятия, средства, педагогический контроль и немаловажен воспитательский контроль, которые помогают управлять процессом подготовки юных спортсменов и спортивного резерва по шахматам.

Пояснительная записка

Курс программы предназначен для дошкольников и учащихся 1 -4 классов, обучающихся в общеобразовательном учреждении, ДЮСШ и дополнительного образования детей, как изучение основы шахматно-шашечных наук по теоретическому и практическому направлениям протяженностью на 4 года, т.е. по годам обучения от начинающего до повышения спортивного мастерства. В этой программе дети познакомятся с мировой историей о возникновении и развитии шахматной игры, ознакомятся с комбинациями и решениями в процессе игры. Вместе с тем, у детей развивается внимание, память, логическое мышление о дебютах, восприятие, воля и другие положительные умственные и физические качества. Программой предусматривается успешное овладение, ведение и подготовка игры в индивидуальном и в командных состязаниях различного ранга. Известно, что в учебных программах общеобразовательной школы по физической культуре по видам спорта, в предмете « Шахматы « и в группе ПДО (секций «шахматы») отведено 1 час - как урок и 2 раза кружок по 1 часу в неделю. В связи с этим наши модель учебный нагрузки по годам занятий произвелось повышения объемов часы (табл. 1).

Кроме того, в табл. 2 рекомендуется организовать для каждого параллельного класса по одной сборной команде по шахматам выполнять в неделю по 36 часов урок и 76 часов дополнительные занятий по шахматы (табл. 2).

Таблица 1

Учебные нагрузки и количество контингента по годам обучения

в шахматы при ДЮСШ и профессионального дополнительного образования детей

Годы занятий Возрастное деление

7-12 лет 8-13 лет 9-14 лет 10-15 лет

часы к-во детей часы к-во детей часы к-во часы к-во детей

1 180 14

2 240 12

3 360 10

4 480 8

Таблица 2

Учебный план для учащихся общеобразовательной школы обучающихся по предмету «Шахматы»

№ Год обучения (классы) Кол-во часов в неделю Кол-во часов Кол-во учащихся в группах (п) Возраст учащихся (лет) Кол-во групп

обязательно дополнительно всего

1 1 1 36 72 108 75 6-7 3

2 2 1 36 72 108 59 8-9 3

3 3 1 36 72 108 64 10-11 4

4 4 1 36 72 108 49 11-12 2

1 Сборная коман. 1-2 кл 6 36 240 240 12-10 6-9 1

2 Сборная коман. 3-4 кл. 6 36 362 408 10-8 10-12 1

В табл. 3 представлен режим учебно-тренировочной работы, свидетельствующий о том, что в каждом этапе подготовки спортсменов отведено 2-34 года занятий. При этом соответственно, увеличивается объем учебно-тренировочной нагрузки и уменьшается количество занимающихся. Каждый этап разделен по годам обучения, что обусловлено тем, как из года в год происходит адаптация организма к нагрузкам, повышаются знания, навыки, техника и тактика мастерства игры в шахматы. Однако, в системе профессионального дополнительного образования детей подобные структуры оформления специально утвержденные рекомендации по шахматам как по количеству контингента обучающихся по годам занятий так и учебная нагрузка соответственно не установлены и также отсутствуют утвержденные программы по шахматам для детей. В связи с этим, мы поставили задачу разработать и составить единую программу для юных шахматистов. Степень обученности детей определяется совокупностью определенных знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися в процессе каждого занятия последовательного запоминания и логического мышления в системе усвоения игры, что составляет одну из основ обучения, понимания, осмысления, владения и закрепления знаний в игре. Следует отметить, что в процессе обучения игре в шахматы, на каждом занятии, целесообразно отводить следующее время в процентном соотношении для детей, занимающихся в общеобразовательной школе, ДЮСШ и профессионального дополнительного образования детей (указано в табл. 4).

Изучение проблемы управления, обобщение обучения и совершенствование методики тренировки по шахматам основывается на каждом возрастном этапе по пяти основным методам: 1) Повторяющихся условий (тренировки и решение задачи); 2) Варьирования условий (разнообразить игры дебютов); 3) Метод анализа (анализ дебютов, собственной записи игры); 4) Контроль (проверка знаний по домашнему заданию, решение кроссвордов); 5) Соревновательный (участие на первенство ДЮСШ, города и т.д.).

Таблица 3

Режим учебно-тренировочной работы в ДЮСШ и профессионального дополнительного образования детей

Наименование этапа Год обучения Количество занятий в неделю Количество занимающихся

Количество занятий (раз) Количество часов

Начальная подготовка 1 год 3 4,5 16

2 год 3 6 12

Учебно-тренировочная подготовка 1 год 3 6 12

2 год 3 9 10

3 год 3 9 10

4 год 4 12 8

Спортивное совершенствование 1 год 5 15 8

2 год 5 30 6

3 год 5 30 6

Высшего спортивного мастерства Весь период 5 36 6

Примечание: Приложение к правилам организации деятельности детско-юношеской спортивной школы.

Таблица 4

Объем учебной нагрузки в возрастном плане при ДЮСШ и профессионального дополнительного образования детей

№ Возраст (лет) Различие фигуры (качества час) Понимание содержания игры (час) Запоминание дебютов (час) Игры (час) Показатель (результат игры час) Всего

1 6-8 20 15 20 105 20 180

2 9-11 10 20 35 150 25 240

3 12-13 8 25 40 285 50 408

4 14-16 6 30 40 314 60 480

Методологический пересмотр существующих позиции, обусловлен воспроизведением многомерности способов и дебютов обучения игры, как целостного так и расчлененного условиями повышения знания, умения и навыка, по подготовке спортивного резерва с раннего детского возраста.

По исследованиям М.А. Вершинина [9] обучение - это процесс управления формированием, логическим мышлением, развитием морально-воле-вых и психологических процессов, а также различных свойств личности обучающихся. Целесообразно подчеркнуть, что в начальном этапе подготовки к занятиям шахматиста без систематического планирования и работы над собой по преодолению собственных недостатков и свойственного стремления экономить свою мыслительную энергию, избегая огромного объема расчетной работы, не способствует большому успеху как в обучении, так и на совершенствовании дебютов, комбинационных играх в шахматы. В процессе занятий шахматами ребята получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шах-

матами развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всех лет обучения юные шахматисты овладевают важнейшими логическими операциями мышления: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с книгой - источником, самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературной.

Социальная значимость программы обеспечивается следующим комплексом целей развития личности детей, занимающихся в секции шахмат при ДЮСШ и профессионального дополнительного образования детей:

- познавательным развитием, реализуемым через овладение игрой в шахматы;

- социальной адаптацией, включающей опыт межличностного взаимодействия в условиях спортивной борьбы;

- раскрытием творческого потенциала через различные по содержанию и уровню программы для детей с разными возможностями;

- развитием общей культуры.

В объединение «Шахматы» принимаются дети-новички от 6 до 16 лет и спортсмены-разрядники. Однако предлагаемая программа рассчитана на четыре года обучения и с начинающими игры в шахматы. В связи с этим, объединение включает в себе четыре классификационные группы:

1. учащиеся первого года обучения (6-11 лет);

2. учащиеся второго года обучения (7-12 лет);

3. учащиеся третьего года обучения (8-13 лет);

4. учащиеся четвертого года обучения (9-14 лет).

Естественно, с увеличением возраста развиваются знания, умения и навыки у детей, в связи с этим следует необходимость увеличения педагогической нагрузки (табл. 5-8) и уменьшения количественного контингента по группам:

Группы шахматистов в основном комплектуются, как правило, из учащихся младшего и среднего школьного возраста. Минимальная наполняемость этих групп из мальчиков и девочек указана в табл. 8.

Цель программы - формирование фундамента физической подготовленности ребят с единовременным логическим мышлением, освоением ими основных способов дебюта, приемов игры по теоретическому и практическому плану, контроль и диагностика шахматно-шашечных видов спорта.

Задачи программы:

1. Развивать навыки, умения и способы игры в шахматы, а также анализировать игровую деятельность.

2. Развивать морально-волевые и психологические качества игроков во время тренировки и соревнований.

3. Ознакомить с историей возникновения шахматной игры в разных странах мира.

4. Ознакомить с основными технико-тактическими идеями, навыками, знаниями, приемами, методами и средствами (технические средства) на основе, подчеркивающих красоту шахматной игры.

5. Ознакомить с простейшими и сложными схемами матовых ситуаций (решения задачи).

6. Обучение игре с записью.

7. Участие детей в разных шахматных соревнованиях и выполнение классификационных нормативов.

8. Содействовать и оказывать помощь детям в освоении технологий, инновационных средств и методов обучения по играм в шахматы:

- воспитывать у учащихся высокие морально-волевые, нравственные качества и развивать двигательные способности;

- формировать понятия и заботу о своем здоровье;

- приобщать учащихся приобретать необходимые знаний по шахматам, развивая у них постоянный интерес и привычки к систе-магическим занятиям;

- осваивать новые способы и стили игры;

- систематически посещать спортивные тренировки по шахматам и другие виды спорта.

В программе указаны при обучении темы, разделы учебной нагрузки шахматных игр по годам (в табл. 4-7) в которых, осуществляется решение ряд задач:

- Обучающие - знать игры шахматы в теоретическом и практическом плане. Показ, рассказ о технике выполнения и отличия друг от друга способов дебюта. Необходимо, использовать для хорошего освоения техники и способов игры в шахматы определенные средства и методы повторения.

- Воспитательные - быть ответственным, проявляя определенный интерес к данному занятию, заниматься регулярно по расписанию, выполнять задания максимально, качественно, целеустремленно.

- Развивающие - знать, получать и совершенствовать широко свой кругозор по данной теме и разделу шахматной программы. Самостоятельно читать учебные пособия, уметь анализировать техники дебютов, посещать и участвовать в различных соревнованиях.

- Регулирующие - связаны с упорядочением структуры и методов педагогических процессов и их влиянием на формирование личности ребенка (привычка к педагогическим коллективам).

- Корректирующие - направлены на осуществление целесообразной коррекции поведения и общения с коллективом детей, занимающихся шахматами с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование личности каждого ребенка.

- Предлагаемые (ожидаемые) результаты и способы их определения -на каждом занятии овладевать и повышать уровень знания, умения и навыки по шахматам путем правильного выполнения задания как показано на практике, так и повторять это многократно, выполняя контрольные нормативы и решение задачи на время. Знать правила соревнования и разрядные нормативы, проявляя ответственность за деятельность, вести опросы, с преобладанием мотивации добиваться высоких результатов и стать высококвалифицированным спортсменом в плане многолетним занятий. Уметь анализировать ошибки.

Форма контроля учебного занятия

В дополнительной образовательной школе программа по шахматам реализуется по группам в процессе учебного занятия:

- учебные занятия проводятся в зависимости от года поступления и от уровня подготовленности шахматистов (обязательно 3-4 раза в неделю от 1:30 до 3-х часов на каждом занятии);

- участвовать не менее 5-6 раз в различного рода первенствах внут-ришкольных, городских за пределами регионов соревнованиях;

- каждый год выполнять соответствующие спортивные разряды;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- систематически и самостоятельно повышать теоретические и практические знания;

- выполнять домашние решения задач по шахматам.

Содержание программы по годам обучения

Примерное планирование содержания программного материала с первого по четвертый годы обучения детей в кружках «Шахматы» (табл. 5-8).

В таблицах содержится целый ряд шахматной терминологии, которая незнакома для детей на начальном этапе обучения игре шахматы.

Суть игры в шахматы заключается - Шахматы - это игра, и прежде всего, средство разностороннего развития мыслительной активности ребенка, а также умения одновременной игры за шахматной доской двух людей.

Шахматные термины и их значения:

- Дебют - начало игры.

- Рокировка - смена местами короля и ладьи.

- Миттельшпиль - середина игры.

- Эндшпиль - конец игры.

- Взятие на проходе - суть, в том, что если пешка продвинулась вперед сразу на две клетки, переходя с одного поля на другое, то противник имеет право при ответном ходе взять ее пешкой.

- Силы фигур: пешка - 1 балл; конь и слон - по 3 балла; ладья - 5 баллов; ферзь - 9 баллов.

- Вилки - одновременное нападение коня на короля и ферзя.

- Гамбит - начало шахматной игры, когда жертва фигуры или пешки поможет остро атаковать, чтобы суметь донести нападение до противника.

- Ничья - у обоих игроков истекло время или нет возможности ставить мат друг другу.

- Пат - у игроков нет ходов фигурами.

- Мат - это проигрыш игры (нет ходов короля), т.е. завершение игры.

Таблица 5

Тематическое планирование учебного материала, для 1-го года обучения

№ Наименование темы Количество часов

Всего Теоретические Практические

1 Шахматы: Введение в предмет. Краткая историческая справка, цель игры, основные правила и техника безопасности во время тренировки и соревнований по шахматам 2 2 -

2 Шахматная доска, поля, вертикальная и горизонтальная линии, отличие цвета и фигуры 6 2 4

3 Начальная позиция фигуры, качества и движения фигур 6 1 5

4 Пешка, ее движения, взятие на проходе, превращение в другие фигуры 8 1 7

5 Игры: шах, мат, пат, ничья 10 1 9

6 Игры в дебют 12 1 11

7 Игры рокировка 8 - 8

8 Игры с записью 30 1 29

9 Миттельшпиль 12 0,5 11,5

10 Эндшпиль 12 0,5 11,5

11 Правила соревнования (Кодекс) 2 2 -

12 Игра с часами 9 - 9

13 Решение задачи 14 - 14

14 Задание на дом 14 - 14

15 Разносторонняя физическая подготовка 15 1 14

Всего 160 13 147

1. Шахматы. Введение в предмет. Краткая историческая справка, цели игры, основные правила. Техника безопасности во время тренировки и соревнования. Происхождение игры в шахматы. Шахматы - это развлекательная игра между двумя игроками, развитие игры в шахматы в Мире, Европе и в России. Содержание игры сделать мат королю.

Основные правила: тронул фигуру - ходи, руку опустил с фигуры - ход сделан. «Поправляю фигуру - Предупреждение игрока, т.е. поставить фигуры в соответствующие место.

2. Шахматная доска, поля, линии. Понятие о шахматной доске, обозначении полей и линий. Понятие квадрата, горизонтали, вертикали, диагонали. Примеры, типы линий, фигур, их названия.

3. Начальная позиция. Понятие о шахматной позиции вообще, о начальной, в частности. Объяснение положений фигур. Слабые поля у белых и черных фигур.

4. Фигуры, их движение и взятие. Ладья, слон, ферзь, конь, король; отличительные особенности движения этих фигур, взятие, примеры движения и взятия.

5. Пешка, движение, взятие, превращение, взятие на проходе. Движение пешки с начальной позиции, движение с любой позиции, взятие. Превращение, пояснение превращения пешек, взятие на проходе, примеры взятия на проходе.

6. Понятия: шах, мат и пат. Матование одинокого короля тяжелыми и легкими фигурами. Роль короля при постановке мата.

7. Игры дебюта. Понятие дебюта. Основные задачи дебюта. Что не рекомендуется в дебюте, открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

8. Игры рокировки. Понятие рокировки, ее необходимость, правильность выполнения правил рокировки. Примеры выполнения.

9. Миттельшпиль. Понятие миттельшпиля. Основная игра в миттельшпиле. Простейшие принципы разыгрывания миттельшпиля, дальнейшее развитие фигур, мобилизация сил, определение задач.

10. Эндшпиль. Понятие эндшпиля, мат тяжелыми фигурами, мат ферзем, мат ладьей, мат двумя слонами.

11. Правила соревнования (Кодекс). Положение, состав судей, обязанности судьи. Соревнования на личное, командное и лично-командное первенство. Запись партии. Блиц-турнир. Система с выбыванием. Сеансы одновременной игры с несколькими игроками.

12. Ничья. Виды ничьей. Игры с часами. Понятие и виды ничьей в шахматах. Выигрыш. Невозможность игры, ничья по согласию.

13. Решение задачи. Мат противника во время игры: с двумя одинаковыми фигурами, с тремя разными фигурами и т.д. Мат с пешкой, мат пешки с фигурами.

14. Задание на дом. Систематически повторять записи ходов, решить 3 -4 задачи разной сложности.

15. Разносторонняя физическая подготовка. Осуществление занятий в спортивном зале и на спортплощадке в индивидуальной и групповой форме, различные спортивные и подвижные игры (легкая атлетика, волейбол, футбол, плавание, гимнастика и др.).

В игровой деятельности у детей развиваются и преобладают высшие качества мышления, анализ позиции игры, обучение и совершенствование системы шахматной подготовки, также дети овладевают на высоком уровне теоретической и практической подготовкой ведения творческого поиска и решения сложных ситуаций в процессе игры.

Таблица 6

Тематическое планирование учебного материала для выполнения 2-го года обучения

№ Наименование темы Количество часов

Всего Теоретические Практические

1 Основные правила игры и техники безопасности во время тренировки и соревнованиях по шахматам 2 2 -

2 Повторное ознакомление с полями; вертикальная, горизонтальная и диагональная линии 6 1 5

3 Начальная позиция фигур, их движение 8 1 7

4 Пешка, её движение, взятие на проходе, превращение в другие фигуры 10 1 9

5 Игры: шах, мат, пат, ничья 8 1 7

6 Игры в дебют 22 1 21

7 Игры при рокировке 8 8

8 Игры с записью 36 1 35

9 Миттельшпиль 22 1 21

10 Эндшпиль 22 1 21

11 Правила соревнований (Кодекс) 2 2 -

12 Игры с часами 24 2 22

13 Решение задач 25 - 25

14 Задания на дом 25 - 25

15 Разносторонняя физическая подготовка 20 2 18

Всего 240 16 224

Таблица 7

Тематическое планирование учебного материала для 3-го года обучения

№ Наименование темы Количество часов

Всего Теоретические Практические

1 Основные правила игры и техника безопасности во время тренировки и соревнований по шахматам 4 4 -

2 Повторное ознакомление с полями, вертикальная, горизонтальная и диагональная линии 6 2 4

3 Начальная позиция фигуры и ее движение 10 2 8

4 Пешка, движение, взятие на проходе, превращение в другие фигуры 13 1 12

5 Игры в шах, мат, пат, ничья 14 1 13

6 Игры в дебюте 48 2 50

7 Рокировка при игре 12 - 12

8 Игры с записью 64 2 66

9 Миттельшпиль 33 1 34

10 Эндшпиль 33 1 34

11 Правила соревнований 4 2 -

12 Игра с часами 50 - 50

13 Решение задачи и этюдов 41 - 41

14 Задание на дом 29 - 29

15 Разносторонняя физическая подготовка 37 1 36

Всего 408 19 389

Таблица 8

Тематическое планирование учебного материала для 4-ого года обучения

№ Наименование темы Количество часов

Всего Теоретический Практический

1 Основные правила игры и техника безопасности во время тренировки и в соревнованиях по шахматам 2 2 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Повторные ходы по полям вертикальной, горизонтально и диагональной линий 12 1 11

3 Начальная позиция фигуры и её движение фигуры 12 1 11

4 Пешка, движение, взятие на проходе, превращение в другие фигуры 14 2 12

5 Игры в шах, мат, пат, ничья 32 2 30

6 Игры в дебюте 50 6 44

7 Рокировка при игры 10 - 10

8 Игры с записью 80 4 76

9 Миттельшпиль 44 5 39

10 Эндшпиль 44 5 39

11 Правила соревнований (Кодекс) 4 4 -

12 Игра с часами 64 2 62

13 Решение задачи и этюдов 50 2 48

14 Игры в цианца, блиц турнире 26 1 25

15 Разносторонняя физическая подготовка 36 1 35

Всего 480 38 442

Развитие умственной деятельности и технологий формирования логического мышления у детей (в динамике) в широком диапазоне обобщено в трудах М.М. Ботвинника и других [5], которые содержат определенные «Шахматные» - логические задачи, связанные с большим количеством с формированных возможностей решения, приобретенных более раннем возрасте, когда так же систематически повторяется это логическое мышление, что позволяет подойти к высокому спортивному достижению.

При составлении, разработке и апробации учебно-тренировочного планирования и учебной педагогический нагрузки по шахматному образованию детей, мы исходили из той позиции, чтобы основывались технологии управления в процессе проведения занятия по итогам эффективности результатов. Содержание шахматного образования в спортивных учреждениях профессионального дополнительного образования детей имеет свою специфику, она должна быть отражена в учебных программах и учтена в задачах, которые учащиеся должны уметь решать, стимулировать активность к занятиям по шахматам и развивать личностные качества в шахматных играх. В учащихся, занимающихся играми шахматы, наиболее приемлемо развивать общую выносливость, т.к. в процессе игры ведется сидячий образ жизни от 20 минут до 3-4 часов. Поэтому от игрока требуются качество общей выносливости. Следует отметить, что общая выносливость развивается при

помощи выполнения повторного, равномерного, переменного и непрерывного бега и спортивной игры с применением оптимального и большого объема физической нагрузки.

Также целесообразно развивать ловкость, которая направлена на дифференцирование мышечных усилий, совершенствование способности дифференцировать пространство, движения во время игры и сочетание дозированного напряжения с расслаблением организма, нервной системы и мышления. Эти качества развиваются неравномерно в возрастном плане.

Таким образом, технология обучения игры шахматы - это реально то, что характеризует учебный процесс и является способом повышения запланированных целей обучения игры шахматы. Современная система подготовки шахматистов включает оптимальные планирование средств и методов тренировки, этапы подготовки, специальную и общую физическую подготовку, психологическую и интеллектуальную подготовку с учетом возрастных особенностей. Поэтому содержание обучения взаимосвязано с технологиями, методами, способами, приемами, средствами и контролем с диагностикой.

В процессе обучения необходимо создать запас шахматных моделей, игр с компьютером, решить задачи в разных вариантах. Подобная методика позволит решить сугубо проблемы шахматные игры, требующих всякий раз нового подхода к обучаемому программному материалу. Непрерывные тренировки позволяют ввести преемственность шахматной подготовке. Следует отметить, что на каждом этапе обучения мы уделяли внимание закреплению знаний и умений, а также освежали из ранее усвоенного материала те фрагменты, является типовая и фундаментальная, которые помогали лучше понять и закреплять методов освоения системы игры важнейшим компонентом методической системы подготовки программного материала которая отличает данную программу от других разработок. Данный подход, на наш взгляд, должен быть положен в основу разработки специальной программы по шахматам для учащихся общеобразовательной школы, ДЮСШ и дополнительного образования детей, где должны быть организованы шахматные отделения.

Формирование знаний, умений и навыков.

Диагностика результативности первого года обучения

К концу учебного года дети должны знать: шахматные термины (белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные фигуры, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья). Шахматные фигуры. Правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске. Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с

другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса. Правильно расставлять фигуры перед игрой. Различать горизонталь, вертикаль, диагональ. Рокировать. Объявлять шах. Ставить мат. Решать элементарные задачи на мат в один ход.

Диагностика результативности второго года обучения

К концу учебного года дети должны знать: обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур, ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу учебного года дети должны уметь: матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводить элементарные комбинации.

Диагностика результативности третьего года обучения

К концу учебного года дети должны знать:

- Принципы игры в дебюте.

- Основные тактические приемы.

Что означают термины «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «темп», «оппозиция», «ключевые поля».

К концу учебного года дети должны уметь:

- Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте.

- Находить несложные тактические удары.

- Проводить комбинации.

Диагностика результативности четвертого года обучения

К концу учебного года дети должны знать:

- Историю шахмат, шахматную терминологию.

- Правила разыгрывания основных дебютов и окончаний.

- Основы тактики и стратегии шахмат.

Порядок проведения и организации шахматных соревнований и турниров.

- Правила этикета при игре в шахматы.

К концу учебного года дети должны уметь:

- Уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей игре.

- Строить и реализовывать свои стратегические планы.

- Осознавать свои ошибки и видеть ошибки своего соперника.

Список литературы:

1. Авербах Ю. Школа эндшпиля / Ю. Авербах. - М.: Терра спорта, 2000. -193 с.

2. Авербах Ю. Школа середины игры / Ю. Авербах. - М.: Терра спорта, 2000. - 125 с.

3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации от 09. 02. 1998 г. - № 322.

4. Национальная доктрина образования в российской федерации от 4.10.2000 г. - № 751. - Ст. 408-б.

5. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года от 29.10.2002 г. - № 1507-р.

6. Концепция модернизации российского образования от 29.12.2001 г.

7. О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации от 23.05.2002 г.

8. Ботвинник М.М. Аналитические и критические работы 1928-1987 гг. Статьи, воспоминания / М.М. Ботвинник. - М.: ФиС, 1987. - 528 с.

9. Вершинин М.А. Технологическое обеспечение формирования логического мышления учащихся в условиях дополнительного образования: канд. пед. наук / М.А. Вершинин. - Саратов, 2001. - 237 с.

10. Князева В.В. Азбука шахматиста. Книга для чтения родителей с детьми / В.В. Князева. - Ташкент, 1991. - 64 с.

11.Суэти А.С. Путь к мастерства / А.С. Суэти. - М.: ФиС. - 150 с.

12. Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений (Физическая культура. Начальная 1-4 классы) / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2012. -220 с.

13. Лях В.И. Комплексная программа по физическому воспитанию с 1 по 11-й классы / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2008. - 127 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.